Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для организации образовательной деятельности ребенка – инвалида и детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" функционирует группа общеразвивающей направленности, в которой реализуется образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка- инвалида (ИПРА), в двух группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В групповом помещения для ребенка-инвалида оборудован уголок сенсорного развития, в котором размещены игры и пособия для развития мелкой моторики, ориентации в пространстве, имеется оборудование для развития моторной сферы. Познавательный уголок оснащен игровым оборудованием: шнуровка, пазлы, домино «Фрукты», лото «Кем быть», развивающая игра «Профессии», познавательные игры – лото «Волшебные коробочки», «Математика», развивающие игры «Признаки», «Цифры», «Контуры», дидактические игры «Сложи картинку. Времена Года», «Живая и неживая природа».
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) оформлены речевой и книжный уголки, подобран игровой и дидактический материал, направленный на развитие артикуляционной моторики и дыхания. Для развития мелкой моторики используются массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, различный материал для составления букв. Подобраны материалы по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты), пособия для звукобуквенного анализа (схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова, игры по лексике и грамматике, по развитию связной речи), пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема характеристики звуков, схема слова).
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах компенсирующей направленности обеспечивает возможность для проведения индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Кабинет учителя-логопеда оснащен диагностическим, методическим материалом, учебно-наглядными пособиями и предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи, ребенком - инвалидом, диагностического обследования детей, индивидуальной работы с родителями (законными представителями) детей, работы с педагогами МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" .
Организованная развивающая предметно-пространственная среда на рабочем месте учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Наполнение развивающих уголков в группах компенсирующей направленности и у учителя - логопеда соответствует изучаемой лексической теме, что создает дополнительную возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии. У учителей-логопедов есть специальные технические средства обучения и дидактические пособия: зеркало с лампой дополнительного освещения, комплекты зондов для постановки звуков; шпатели; вата, марлевые салфетки; дыхательные тренажеры, пособия для развития дыхания. Для проведения диагностики детей используются логопедические альбомы для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи.
Объекты для проведения практических занятий
В МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" оборудованы следующие помещения для проведения практических занятий с детьми, в том числе приспособленных для детей-инвалидов и детей с тяжелыми нарушениями речи: музыкальный зал, совмещенный с физкультурным, кабинет учителя-логопеда.
В МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" оборудованы следующие объекты для проведения практических занятий с детьми-инвалидами и детьми с тяжелыми нарушениями речи, расположенными на территории: теневые навесы, спортивная площадка, волейбольная площадка, "Тропа здоровья", огород, метеостанция, образовательные зоны "Подворье" и "Космическая станция", "Экологическая тропа".
Библиотека
Библиотечный фонд дошкольного образовательного учреждения укомплектован печатными учебными изданиями, электронными учебными изданиями, методическими изданиями, периодическими изданиями для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и детей — инвалидов. Библиотека МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" оборудована в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Для обеспечения разнообразной двигательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи и ребенка-инвалида в МБДОУ "матвеевский детский сад "Березка" оборудованы и функционируют следующие объекты спорта:
- Музыкальный зал, совмещённый с физкультурным, предназначенный для проведения утренней зарядки, занятий физической культурой, проведения спортивных праздников, развлечений и соревнований с участием родителей (законных представителей) воспитанников.
Зал оснащен мебелью, соответствующей требованиям, установленным техническими регламентами.
Для проведения физкультурно-оздоровительной работы, утренней гимнастики, занятий физической культурой и спортивных развлечений используется музыкальное сопровождение.
В зале имеется стандартное и нестандартное спортивное оборудование.
- На территории МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" располагается спортивная площадка, способствующая полноценному физическому развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его личности. Спортивная площадка предназначена для проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, спортивных и подвижных игр, досуговых мероприятий, праздников с воспитанниками.
- В группах оборудованы физкультурные уголки для проведения оздоровительно-профилактической работы, развития двигательной активности и физических качеств детей, расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Средства обучения и воспитания
Для осуществления образовательной деятельности с ребенком – инвалидом и детьми с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" используются различные средства обучения и воспитания:
- приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь - световые столы для рисования песком, обручи, скакалки, гимнастические обручи разной величины, флажки, мешочки для метания, гантели, тоннели, фит-бол, гимнастические ленты, мат, мешки для прыжков, волейбольная сетка, массажные мячи, мячи баскетбольные, набивные мячи, гимнастическая доска, кимнастические скамейки, дуги для подлезания, детский тренажер "Беговая дорожка", стойки для прыжков, батут с держателем, ;
- инструменты (в том числе музыкальные) - металлофон, барабан, треугольник, звуковысотные колокольчики, тарелки металлические, маракасы, губная гармошка, трещотки, ложки деревянные , скрипка, гитара, маракасы из бросового материала, бубенцы, балалайки, бубен, дудочки, погремушки, кастаньеты, детская гармонь.
- учебно-наглядные пособия - серия наглядно-дидактических пособий: «Грамматика в картинках»: «Словообразование», «Один-много», «Ударение», «Множественное число», картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана", "Бытовая техника", "Школьные принадлежности", "Образный строй речи дошкольника (атрибутный словарь), "Веселая артикуляционная гимнастика", "Артикуляция звуков в графическом изображении", наглядно-дидактическое пособие "Развитие речи в детском саду для занятий с детьми 4-6 лет", "Рассказы по картинкам": "Весна", "Лето", "Осень", "Зима", "Родная природа", "Распорядок дня", "Летние виды спорта", "Профессии", "Курочка Ряба", "Колобок", "Репка", "Теремок", "Великая Отечественная война", "Защитники Отечества", "Логопедический альбом для обследования звукопроизношения", " Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи";
- аппаратно-программные и аудиовизуальные средства - проектор, экран, музыкальный центр, пианино, микрофоны, аудио подборка художественных произведений;
- печатные образовательные ресурсы необходимые для организации образовательной деятельности - комплект детских книг, энциклопедии, набор букв русского алфавита;
- иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности - дидактические и наглядные пособия для работы по исправлению речевых нарушений, магнитная доска.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Состояние доступности основных структурно - функциональных зон: доступно - частично избирательно.
В МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка"созданы условия для доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
- при входе на территорию МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" расположена кнопка домофона;
- имеется возможность самостоятельного передвижения по территории образовательной организации, в том числе с помощью работника, уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- при входе в МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" и выходе из него имеется возможность оказания содействия с помощью работника, уполномоченного лица по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- при входе в МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- официальный сайт МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" имеет версию для слабовидящих (для инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
В соответствии с Паспортом доступности МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования, сроки и объемы работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствии с требованиями законодательства запланированы в срок до 2027 года.
Специальные условия питания
Разработанное 10-дневное меню недифферинцированно, так как ребенок-инвалид и дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют ограничений в питании и питьевом режиме.
В детском саду общественное питание детей осуществляется посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, дополнительное питание (соки, напитки, питьевая вода).
При организации общественного питания детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании (при их наличии в детском саду), должны соблюдаться следующие требования:
1. Организация лечебного и диетического питания в соответствии с представленными родителями (законными представителями) ребенка назначениями лечащего врача.
Индивидуальное меню разрабатывает специалист-диетолог с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача).
2. Выдача детям рационов питания осуществляется в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации.
3. Допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, условиями для мытья рук.
Специальные условия охраны здоровья
В МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" созданы специальные условия для охраны здоровья обучающихся:
- Для оказания первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, в здании детского сада на 1 этаже располагается медицинский кабинет: площадь медицинского кабинета - 8,0 кв.м., процедурного - 5,1кв.м., изолятора - 4,9 кв.м. Медицинский кабинет оборудован в соответствии с санитарными правилами. Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется медицинским персоналом учреждения здравоохранения (ГБУЗ "Абдулинская межрайонная больница"), на основании заключенного договора.
- Для ребенка-инвалида воспитатели в группе создают комфортные условия для развития, воспитания и образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и рекомендаций специалистов. Учитель-логопед проводит раз в неделю индивидуальное коррекционное занятие с ребенком-инвалидом, на котором осуществляет работу по развитию мелкой и артикуляционной моторики, развитию связной речи и речевого общения, способности к самообслуживанию и ориентации, общению, контролю за своим поведением и ориентировки в пространстве и на своём теле. Также учитель-логопед консультирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида по вопросам воспитания в семье; консультирует педагогов по вопросам организации взаимодействия с ребенком – инвалидом.
- Педагог-психолог осуществляет индивидуальное коррекционное занятие с ребенком – инвалидом по развитию способностей к самообслуживанию, ориентации, общению, контролю за своим поведением; консультирует родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и педагогов по вопросам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Для пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда педагоги дошкольного учреждения осуществляют тесное взаимодействие с семьями воспитанников по всем вопросам оздоровления детей, проводят совместные мероприятия с родителями, оказывают консультативную поддержку родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей. В каждой возрастной группе имеются информационные стенды, где систематически размещается информация о проблемах сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни. Широко используются возможности официального сайта дошкольного учреждения и аккаунты в социальных сетях "ВКонтакте" и "Одноклассниках".
- Для организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом предпринимаются профилактические меры по снижению заболеваемости у детей:
-соблюдение режима дня;
-ежедневные прогулки;
-снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, релаксационные паузы, массаж ушных раковин);
-комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения, плоскостопия, осанки;
-наличие в групповых помещениях здоровьесберегающего оборудования (зрительные тренажеры, бактерицидные лампы);
-дыхательная гимнастика;
-ежедневное употребление салатов из свежих овощей, фруктов, сока;
-организация теплового и воздушного режима помещения;
-утренняя гимнастика;
-корригирующая гимнастика;
-физкультурные занятия;
-закаливание (ходьба босиком, обширное умывание, оптимальный двигательный режим);
-в холодное время года ходьба по массажным коврикам, в теплое время года - по "Тропе здоровья";
-мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ (употребление фитонцидов - лук, чеснок);
-использование в работе современных здоровьесберегающих технологий.
- В качестве санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий проводится вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой.
Доступ к информационным системам
В МБДОУ " Матвеевский детский сад "Березка"с целью повышения качества дошкольного образования, а также для обеспечения эффективной социализации всех участников образовательных отношений в условиях информационного общества создано единое информационное пространство:
- электронная почта;
- 5 сетевых точек выхода в Интернет;
- обеспечена открытость и доступность размещения информации на фициальном сайте МБДОУ "Матвеевский детский сад "Березка" в сети "Интернет".
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет со скоростью 1500 Кбит/сек по безлимитному тарифному плану. Оказание данных услуг осуществляется провайдером Ростелеком (договор №356000013089 от 06.05.24).
Электронные образовательные ресурсы
Для повышения качества образовательной деятельности педагоги используют следующие электронные образовательные ресурсы: презентационные материалы, звукозаписи, видеофрагменты, видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием тем и возрастом детей, анимационные произведения.
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения для детей с тяжелыми нарушениями речи и ребенка-инвалида в образовательной деятельности не используются.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Березка» отсутствуют